1 ноября 2019 года вступила в силу новая редакция КоАП РФ, более подробно оговаривающая правила применения тахографов при организации грузоперевозок. Ещё летом противоречивость законодательства в области использования контрольных устройств для грузовых ТС породила слухи о том, что штрафы за отсутствие приборов отменят. Однако слухи не подтвердились.
Приказ Минтранса РФ №36 от 13.02.2013 года разрешает применять на территории России только современные тахографы с блоками криптозащиты. Установка моделей без блоков СКЗИ и аналоговых тахографов допускается при выполнении международных перевозок на автомобилях с приборами европейского образца (ЕСТР). Тот же приказ требует, чтобы с 2014 года цифровое СКЗИ-оборудование было установлено на всех грузовых ТС категории С, совершающих перевозки в границах РФ.
Многие водители и владельцы транспортных компаний принимали эти требования за рекомендации, и сотрудники ГИБДД выписывали им штрафы. Поправки 2019 года не только не снимают ответственность за применение ненадлежащего оборудования, но и предусматривают административные наказания за нарушение требований к его использованию.
Это означает, что компания, осуществляющая грузоперевозки по России или за рубежом, должна выполнять требования одного из двух документов:
- приказа Минтранса №36 для перевозок внутри РФ (на ТС должны быть установлены тахографы с блоками СКЗИ);
- соглашения ЕСТР для международных перевозок — в частности, на ТС может стоять тахограф без криптозащиты, однако перевозчик обязан оформить карту допуска на осуществление международных коммерческих автоперевозок (МАП).
Более того, в правительстве идёт обсуждение новых поправок. Известно, что перевозчики, не желающие переходить на тахографы СКЗИ, нередко оформляют карты МАП по фиктивным договорам. Чтобы предотвратить подобные случаи, поступило предложение ввести в КоАП пункт об обязательном переходе транспортных компаний, установивших в 2019 году ЕСТР-тахографы и получивших карту МАП, на устройства с криптозащитой.